Торговая марка, логотип, торговое название, товарный знак… А как правильно?

В эпоху, когда создавалось наше законодательство об интеллектуальной собственности, его по-тихому тащили из англо-саксонского, слегка рихтуя ломиком по углам, чтобы запихнуть в нашу реальность. Как следствие, у нас в стране ходит множество терминов, которые, вроде бы означают оно и то же. Даже эксперты (или люди, себя таковыми называющие) часто путаются в разных переводах слов trademark, logotype, patent…

Разберёмся, что есть что.

Даже если вы торгуете на блошином рынке сэконд-хэндом, вы всё равно проводите некоторые маркетинговые действия, которые обозначаются вполне определённым образом. Например, «Китайские Треники» вполне себе торговое название или товарная марка. Некое обозначение, отличающее товар от других, причём вполне уверено, не перепутаешь с «Подтяжками» или «Сливочными тянучками». Беда, однако в том, что, указывая на товар, товарная марка не защищает ни продавца, ни производителя. Продукт с одним и тем же названием могут выпускать различные фирмы, и продавать разные торговцы одновременно.

Можно указывать название фирмы-производителя. Но, увы, по нашему законодательству фирменное название или фирменное наименование (trade name, firm name) защищается только вместе с организационной формой, то есть не фирма «Лютик», а фирма ООО «Лютик». При этом ничто не мешает создать ОАО «Лютик», ЗАО «Лютик», ЁКЛМН «Лютик»… А ещё и всякие «Лютик-плюс», «Лютик-Москва», «Лютик-Инвест». Для покупателя это одно и то же название, а для закона — разные юридические лица. И фраза «Колготки фирмы Лютик» не гарантирует указания на товар именно вашей фирмы. И рекламировать, в результате, вы будете не свою фирму, а все «Лютики» на этой поляне. За свой счёт.

Наилучшей формой защиты продукта или услуги является «Бренд» (brand), о чём будет отдельная статья. Бренд включает в себя и товарные знаки, и логотипы (комбинированные товарные знаки), и фирменный стиль и многое другое. Причём, всё это связано в систему. Но бренд — штука дорогая и медленная, он, как репутация фирмы, накапливается годами. Поэтому для товара или услуги оптимальным будет использование товарного знака.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *